Родина Аристотеля-полис Стагира, на Северо- Западном побережье Эгейского моря. Отец будущего философа Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило получить Аристотелю хорошее образование.
В 367 году до н.э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем "Академии" Платона, где и оставался до самой смерти Платона в 344 году до н.э. Это был единственный ученик , осмелившийся спорить с Платоном. Тот однажды даже в шутку заметил, что Аристотель лягает его как маленький жеребенок свою мать. Аристотель высоко ценил Платона, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей.
Широко известно такое высказывание Аристотеля: "Платон мне друг, но истина дороже". Покинув Афины, Аристотель отправился в малоазийскую Грецию. В конце 40-х годов IV века до н.э. философа пригласил царь Филлип II воспитывать его сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он был в течение 4 лет. Аристотель не пытался сделать из Александра философа. Отношения учителя и ученика не были особенно теплыми. Однако существует такое высказывание Александра о своем учителе: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену". Но как только Александр стал царем Македонии, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир. Философ вернулся в Стагиру, где провел около 3-х лет.
Возвратившись в Афины Аристотель открывает здесь философскую школу Ликей. Школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского- отсюда и произошло ее название. У Аристотеля была своеобразная манера вести обучение- во время разговора он все время прохаживался, поэтому его самого и учеников Ликея прозвали перипатетиками, что означает по-гречески "прохаживаться".
В словесных стычках Аристотелю не было равных. Однажды его упрекнули в том, что он подал милостыню человеку дурного нрава, на что ученый заметил: "Я подаю не нраву , а человеку". В другой раз ему сообщили, что кто-то заочно ругает его. Философ добродушно откликнулся : "Заочно он пусть хоть бьет меня". Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, а плоды его сладки. Когда ученого однажды спросили, какую пользу он извлек из философии, то услышал в ответ: "Стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом". Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского Вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве, и, не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре он умер на острове Эвбея.
Сочинения Аристотеля можно подразделить на три класса : 1) опубликованные при жизни и литературно обработанные, т.е. научно-популярные, главным образом, диалоги; 2)всевозможные собрания материалов и выписок; 3) научные трактаты, часто изложенные в форме "лекторских конспектов". Сочинении первых двух классов почти полностью утрачены. О диалогах дают некоторое представление фрагменты- цитаты у позднейших авторов.
Наиболее известны следующие сочинения Аристотеля: философское произведение "Метофизика","Протрептик",трактаты "Первая аналитика",Вторая аналитика","Топика", "Опровержение софизмов", "Категории", "Об истолковании". В этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах. Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот- от общего к частному, как утверждал Платон. Позднее эти сочинения были объединены под общим названием "Органон".
Основы физики нашли воплощение в таких произведениях философа. Как "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "Метеорология" и др. В своей "Метафизике" Аристотель выстроил своеобразную "лестницу познания", первой ступенькой которой является чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус). Вторая ступень- представление- возникает на основе чувственного восприятия. Затем следует опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт, говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука- знание об общем. Наука является высшей ступенью познания: она исследует первоначала и первопричины.
Аристотелю принадлежит первый психологический трактат "О душе",где ученый подразделил души на следующие виды: вегетативные (растения), чувственные (животные) и разумные (человек). Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим разумом.
Биология также ведет свое начало с работ Аристотеля "История животных", "О частях животных", "О движении животных", "О происхождении животных".
До нас дошли три этических сочинения мыслителя: "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика".
В политико-экономических сочинениях "Политика" и "Экономика" Аристотель разделил типы государственного устройства на естественные и неестественные. Вопросы искусствоведения рассмотрены философом в его "Поэтике" и "Риторике".
Философия Аристотеля делится на теоретическую, практическую и творческую. Цель теоретической- знание ради знания, практической- знание ради деятельности, творческой- знание ради творчества.